Защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особой поддержке государства, причем в самых разных областях. Они являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому  нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г. В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся: 

дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;

дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях; 

дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений; 

дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, если они обучаются в государственных образовательных учреждениях всех типов.

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство).

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения.      

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами: 

право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;

право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Отдельного вопроса заслуживает социальная гарантия на жилищные права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  В первую очередь, согласно действующего закона, дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие в распоряжении на правах собственности закрепленное за ними жилье, сохраняют право на это жилое помещение даже при нахождении их в государственных социальных учреждениях. В случаях отсутствия закрепленного жилья, последнее предоставляется вышеназванной категории лиц из специализированного жилищного фонда на основании договора специализированного найма, срок действия которого составляет 5 лет. То есть, в течение этого срока, лицо, получившее социальное жилье, не вправе его сдавать, продавать, приватизировать и передавать во владение третьим лицам. По истечению пятилетнего срока, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, с владельцем заключается договор социального найма. Кроме вышеназванных категорий лиц, жилищные права детей сирот предоставляются и тем детям, которые имеют закрепленное жилье с невозможностью проживания в нем (ст.8 ФЗ-№159): если в этой же квартире проживают родители, раннее лишенные родительских прав, лица, страдающие тяжелыми формами заболеваний, если жилое помещение не соответствует санитарно-техническим нормам.

По состоянию на 01 мая 2020 года на учете в органе опеки и попечительства состоят 109 детей, которые воспитываются в 61 замещающих семьях (44 приемных семей – 86 детей, 17 опекунских семей – 23 детей). В течение 4 месяцев 2020  года выявлены 3 детей, которые относятся к категории детей-сирот. Все выявленные дети в установленные законом сроки устроены в семьи. За данный период  по достижению 18 летнего возраста с учета сняты 3 человека. В период с января по апрель органом опеки и попечительства подготовлены 2 исковых заявлений по лишению родителей родительских прав за ненадлежащее содержание и воспитание несовершеннолетних детей.

Специалистами органа опеки и попечительства ведется учет детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма. По состоянию на 01мая 2020 года в районе на учете на получение жилого помещения состоит 61 человек, имеющий статус сироты и оставшегося без попечения родителей



07 мая 2020
15:50
2020
Поделиться