2020.06.01 Конституционный суд Российской Федерации дал оценку привлечению к ответственности за сбыт государственных наград
Статьей 324 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград.
Конституционный Суд РФ своим постановлением от 27.02.2020 №10-П дал оценку соответствия статьи 324 УПК РФ Конституции Российской Федерации, по обращению Д., осужденной приговором мирового судьи судебного участка Железнодорожного судебного района г.Екатеринбурга за то, что она, действуя из корыстных побуждений сбыла путем продажи за денежное вознаграждение в размере 500 руб. лицу, действующему под контролем сотрудника полиции в рамках оперативно-розыскного мероприятия, медаль «Ветеран труда», которой был награжден ее отец, к тому времени умерший.
Сторона защиты обжаловала приговор, ссылаясь на то, Д., являясь наследницей имущества, перешедшего к ней после смерти родителей, в статусе собственника данного имущества могла распорядиться им по своему усмотрению. Приведенные доводы отвергнуты апелляционным постановлением Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга, оставившим приговор без изменения.
В свою очередь, прокурор Свердловской области обратился в президиум Свердловского областного суда с кассационным представлением, полагая, что действия осужденной лишь формально содержат признаки преступления, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности.
Отменяя апелляционное постановление и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, суд кассационной инстанции отметил, что нижестоящие суды не изучили вопрос о возможности освобождения Д. от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа.
Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга апелляционным постановлением отменил приговор и прекратил уголовное дело в отношении Д. с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 10 000 руб.
Судья Свердловского областного суда отказал заместителю прокурора Свердловской области в передаче представления по делу для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, о чем содержатся сведения в кассационном представлении на апелляционное постановление, которое принесено заместителем Генерального прокурора РФ в Верховный Суд РФ и в котором также указано на нарушение процедуры прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию, выразившееся в отсутствии, вопреки требованию статьи 27 УПК РФ, согласия Д. на такое прекращение.
Постановлением судьи Верховного Суда РФ это обращение передано вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Свердловского областного суда, который постановлением направил дело на новое апелляционное рассмотрение.
При повторном рассмотрении приговора в порядке апелляции он изменен, Д. освобождена от назначенного наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования. При этом суд отклонил как доводы стороны обвинения о признании деяния малозначительным в силу ст. 14 УК РФ, так и стороны защиты о наличии оснований и для прекращения дела в связи с отсутствием в действиях осужденной состава преступления.
По мнению Д. ст. 324 УК РФ противоречит Конституции РФ в той мере, в какой не отвечает требованию правовой определенности и позволяет привлекать к уголовной ответственности за действия, не причинившие вреда порядку управления в сфере награждения государственными наградами и не повлекшие нарушения прав человека, а также расценивать действия в отношении государственных наград СССР как нарушающие правовой режим государственных наград Российской Федерации, что означает применение уголовного закона по аналогии.
Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании разрешается вопрос о возложении уголовной ответственности за незаконный сбыт государственных наград СССР на лиц, у которых они хранятся (которым они переданы) после смерти награжденного.
Конституционный Суд признал оспоренное положение не противоречащим Конституции РФ, поскольку оно предполагает возможность возложения такой ответственности в силу общности правового режима государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, установленного федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, которыми на государственные награды СССР распространено законодательство о государственных наградах Российской Федерации, ограничивающее их свободный оборот.
Оспоренное положение предполагает также необходимость в правоприменительной практике устанавливать как формальную уголовную противоправность предусмотренного статьей 324 УК РФ деяния, так и реальную степень его общественной опасности, определяемую с учетом исследования всей совокупности фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе свидетельствующих о наличии либо отсутствии оснований для освобождения лица от уголовной ответственности или от наказания либо для признания совершенного деяния малозначительным.
Старший помощник прокурора Д.Ю. Бородин