О ходе реализации муниципальной программы
Муниципальная программа Аликовского района Чувашской Республики «Информационное общество Аликовского района Чувашской Республики» (далее – Муниципальная программа) оказала существенное влияние на уровень использования информационно-коммуникационных технологий в районе и привела к ощутимым результатам. Достижение основных результатов Муниципальной программы обеспечено достижением целевых значений индикаторов программы.
В соответствии с данными за 2018 год, опубликованными Центром прикладной экономики по заказу электронного журнала «Госменеджмент», Чувашская Республика по уровню открытости бюджетных данных находится в первой десятке по России и по Приволжскому Федеральному округу. В Аликовском районе высокий уровень открытости бюджетных данных.
В 2018 году развитие информационных технологий в Чувашской Республике так и в Аликовском районе обусловлено как развитием информационных и телекоммуникационных технологий в экономической, социально-политической, культурной и других сферах жизни, так и обеспечением доступности населению современных инфокоммуникационных услуг. Так в Аликовском районе, в 2018 году число домашних домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в расчете на 100 домашних хозяйств составило 77 единиц на 12 единиц больше чем в 2017 году.
Существенный прогресс, достигнут и в сфере развития механизмов электронного правительства и перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Так значение индикатора «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме», предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», по итогам 2018 года в Аликовском составило 70%. Запланированный показатель выполнен.
Одним из направлений информационного общества сегодня является развитие информационных технологий, направленное на совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2010 г. № 537 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в российских кредитных организациях на приобретение компьютерной техники» с 2010 года гражданам предоставляются субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение компьютерной техники, в 2018 году предоставлено субсидий на сумму в размере 23,0 тыс. рублей. 4 граждан Аликовского района воспользовались данными субсидиями.
В рамках реализации плана технического развития и модернизации сети операторами сотовой связи «большой тройки» (МТС, Вымпелком, Мегафон) завершены работы по прокладыванию оптики в сельской местности и строительству сети третьего поколения - 3G и четвертого поколения - 4G. В целом в России сохраняется положительная динамика развития сетей и услуг связи операторов "большой четверки".
Количество базовых станций у четырёх крупнейших российских сотовых операторов растёт. Они появляются как грибы после дождя, причём не только в больших городах, но и в мелких населённых пунктах. За первые три квартала 2018 года их количество выросло на 9%. Это позволило значительно улучшить качество связи и организовать её там, где с ней наблюдались проблемы. Согласно данным от Роскомнадзора, общее число БС в России составляет 659,6 тыс. шт. (на 1 октября 2018 года).
Количество базовых станций по операторам:
МегаФон – в его владении находятся 216219 БС.
МТС – у него 169 096 вышек с антеннами, благодаря чему оператор может похвастаться солидным охватом (он же является лидером в горных районах юга России).
Теле2 – у этого оператор 137 351 БС, он занял почётное третье место, хотя долгое время его не хвалили по причине не самой широкой зоны охвата.
Билайн – не вошёл в тройку лидеров, так как у него всего 136 936 вышек. Вполне возможно, что именно это является причиной нареканий абонентов на качество связи.
И всё-таки последним двум операторам нужно отдать должное – они показали самый большой прирост с начала этого года. Билайн увеличил число БС на 18%, Теле2 – на 11%.
Если рассматривать показатели операторов по темпам роста (в процентном выражении), то лидирует ООО «Т2 Мобайл» (+18,6%). Далее следуют ПАО «МегаФон» (+15,6%), ПАО «ВымпелКом» (+11%) и ПАО «МТС» (+6,9%) Лидером по количеству действующих РЭС по прежнему остается ПАО «МегаФон», у которого в арсенале уже 205 712 станций, установленных по всей стране. Сеть мобильной связи покрывает практически всю территорию Аликовского района (99,7%) за исключением некоторых участков, расположенных на низменной и лесистой местности. Уровень проникновения сотовой связи в Аликовском районе составляет 210,51%, т.е. на одного человека приходится примерно 2,8 sim-карты. Количество абонентов сети сотовой связи – более 15,5 тыс. Среди всех пользователей беспроводного интернета 83 % активно используют для выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» услугами операторов сотовой связи.
В районе использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения в 2018 году получило дальнейшее развитие. В целях обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения проведены работы по организации передачи данных из Регионального центра обработки данных в системе здравоохранения и социальной защиты населения Аликовского района в центр обработки данных Чувашской республики (Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, регулируемую Концепцией создания единой Муниципальной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364, а также рядом методических рекомендаций и функциональных требований к отдельным составляющим системы, являющихся приложениями к приказу).
В рамках развития формирования электронного правительства Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики в 2017 году провела планомерную работу. В Аликовском районе активно ведутся работы по формированию и внедрению электронного правительства на муниципальном уровне.
В целях организации и проведения ежегодного общероссийского дня приема граждан и ежедневной работы по результатам рассмотрения обращений в 2018 году и последующих годах в районе создана защищенная сеть и подключена к защищенной сети Службы Спецсвязи ФСО России. Всего в районе в 2018 году использовалась 14 точек подключения (2 в администрации района, 12 – в сельских поселениях, в каждом поселении по 1 точке подключения). В 2018 году произведено обновление программного обеспечения защищенной сети.
В Аликовском районе широко используется публичная система обсуждения государственных контрактов на ресурсе Официального портала органов исполнительной власти Чувашской Республики, данный портал является самым популярным среди региональных информационных ресурсов. Он входит в тройку лидеров, уступая сайту Пенсионного фонда России и деля второе-третье места с официальном сайтом Республики Татарстан.
Во исполнение пункта 11 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11 марта 2014 г. № ДМ-П9-17пр, а также пункта V протокола заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 6 июня 2014 года №175-пр в Аликовском районе используется модуль интеграции программного обеспечения «Гостехнадзор - Эксперт» к Муниципальной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним, что позволяет оперативный доступ к сведениям о зарегистрированных машинах, их техническом состоянии и владельцах.
В соответствии с показателем, обозначенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2019 году должна быть не менее 70%. В 2018 году в Аликовском районе этот показатель уже составил 70 %.
В рамках проекта по увеличению количества точек регистрации граждан в единой системой идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА), применяемой для доступа к электронным государственным и муниципальным услугам, в районе активно работает модернизированная автоматизированная информационная система МФЦ по требованиям интеграции с ЕСИА. Здесь работает Пункт выдачи подтвержденных учетных записей в ЕСИА. В отделе ЗАГС администрации Аликовкого района также могут подтвердить учетные записи граждан в ЕСИА.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р и распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.05.2010 г. № 155-р Плана перехода на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных и иных услуг органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления в Чувашской Республике в Чувашии для предоставления услуг в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) переведены 98 услуги (42 государственные и 56 муниципальные услуги).
Подведены итоги работы портала «Госуслуги» за 2018 год. Они демонстрируют, что количество пользователей, объем заказанных услуг и сумма платежей, совершенных через портал, в прошлом году продолжили рост. За 2018 год число пользователей портала госуслуг увеличилось на 21 млн, до 86 млн. Количество посещений портала возросло более чем на 30%, до 582 млн. В среднем ежедневно на www.gosuslugi.ru заходили 1,6 млн пользователей. Всего в 2018 году через портал пользователи заполнили и отправили более 60 млн электронных форм заявлений на получение госуслуг, что на 55% превышает показатели прошлого года. Самой популярной услугой среди пользователей стала возможность получения информации о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России – граждане совершили более 16 млн запросов. На втором месте по популярности – услуга по регистрации транспортных средств: ею воспользовались 4,8 млн раз. Около 3 млн заявок поступило на оформление загранпаспорта нового поколения и на регистрацию права собственности. Было оказано почти 2,6 млн услуг по замене водительского удостоверения. Объем платежей в 2018 году составил 52,6 млрд руб. против 30,3 млрд в 2017-м и 8,1 млрд в 2016-м. В 2018 году пользователи портала госуслуг оплатили налоговые задолженности почти на 19,9 млрд руб., государственные пошлины — на 17,5 млрд, штрафы — на 9,8 млрд, судебные задолженности — на 4,3 млрд. Востребованность реализованного в декабре 2017 года сервиса «Мультиоплата» также растет. Доля мультиплатежей от общей суммы оплат через портал «Госуслуги» составляет около 20% и превышает 11 млрд руб. За 2018 год возможностью погашения одним платежом сразу нескольких автоштрафов, налоговых или судебных задолженностей граждане воспользовались почти 4,5 млн раз. Чаще всего пользователи ЕПГУ запрашивали информацию о наличии налоговой и судебной задолженностей, состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России. Популярностью также пользовались услуги по регистрации транспортных средств, оформлению водительских удостоверений, загранпаспорта и регистрации по месту жительства и пребывания. Самыми популярными региональными госуслугами стали запрос на оказание адресной материальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, содействие гражданам в поиске подходящей работы, постановка на учет и зачисление детей в детские сады. Всего в 2018 году через портал было оказано 1,7 млрд госуслуг, что больше, чем годом ранее. «Такой впечатляющий рост обеспечила готовность граждан взаимодействовать с государством в электронном виде и возможность оплатить госпошлину за услугу с понижающим коэффициентом 0,7. Изменения в Налоговый кодекс, которые позволяют сэкономить при онлайн-заказе и онлайн-оплате госуслуги, вступили в силу 1 января 2017 г. Объем платежей, совершенных пользователями портала госуслуг, в 2017 году вырос почти в четыре раза и составил 30,3 млрд рублей. В 2016 году этот показатель равнялся 8,1 млрд рублей, в 2015 году — 2,9 млрд рублей, в 2014 году — 780 млн рублей. В 2017 году пользователи ЕПГУ оплатили налоговые задолженности на 15 млрд рублей, государственные пошлины — на 7,9 млрд рублей, штрафы — на 5 млрд рублей, судебные задолженности — на 1,4 млрд рублей. В 2018 году количество посещений Единого портала достигло 435 млн, в среднем ежедневно на портал заходили 1,2 млн пользователей, которые проводили на нем 6,5 минут. В мобильное приложение портала «Госуслуги» в 2018 году заходили с 13,3 млн устройств. Ежемесячно приложением пользовались 5,4 млн человек. «Госуслуги» для различных мобильных устройств высоко оценивается пользователями. Так, владельцы Android-устройств поставили приложению 4,5 балла из пяти возможных, пользователи мобильных устройств на iOS и Windows Mobile — 4,8 балла.
Жителям республики в электронном виде государственные услуги предоставляют: Минобразования Чувашии (3 услуги), Минздравсоцразвития Чувашии (18), Минкультуры Чувашии (2), Минюст Чувашии (5), Минимущество Чувашии (4), Минприроды Чувашии (1), Минэкономразвития Чувашии (2), Минтранс Чувашии (1), Госслужба занятости Чувашии (4), Гостехнадзор Чувашии (1), Госохотрыбслужба Чувашии (1), администрация г.Чебоксары (27) и органы местного самоуправления Чувашской Республики после тиражирования муниципальной услуги «Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования» (25).
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р и распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 2010 г. № 155-р через ЕПГУ переведено 98 услуги (42 государственных и 56 муниципальных). Жители района активно пользуются данными услугами.
В Чувашской Республике доля жителей, зарегистрированных на ЕПГУ, по данным Минкомсвязи России на 1 ноября 2017 года, составляла 56,%. Среди субъектов Российской Федерации по данному показателю Чувашия занимает 13 место (из 85), в Приволжском федеральном округе – 3 место.
Наибольшее количество государственных и муниципальных услуг в электронном виде в 2018 году жителям Чувашии было предоставлено Минюстом Чувашии, Госслужбой занятости Чувашии и администрацией г. Чебоксары.
Согласно требованиям Федерального закона от 27 июля 2011 года № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” органы исполнительной власти и местного самоуправления Чувашской Республики обязаны предоставлять гражданам услуги, не требуя у них те справки и документы, которые находятся в распоряжении других органов власти. Органы власти сами должны запрашивать недостающие документы по Системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Администрацией Аликовского района и администрациями сельских поселений района за 2018 год на 1000 жителей направлены 18,5 запроса (СМЭВ). Это хороший показатель по Чувашской Республике, средний показатель 13,28.
Не менее значимым инструментом «электронного правительства» является «Система электронного документооборота Чувашской Республики», активно используемая в Аликовском районе, позволяющая осуществлять электронное взаимодействие с использованием электронно-цифровой подписи и объединяющая все органы Муниципальной власти Чувашской Республики, включая органы местного самоуправления, т.е. более 5000 автоматизированных рабочих мест. В Аликовском районе - 28 рабочих мест.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 сентября 2014 г. № 323 «Об электронном взаимодействии граждан и органов исполнительной власти Чувашской Республики в рамках функционирования информационного ресурса «Народный контроль» выполнены работы по созданию информационного ресурса «Народный контроль». Портал «Народный контроль» интегрирован с системой электронного документооборота органов власти Чувашской Республики, что позволяет обеспечить поступление уведомления или жалобы жителей республики напрямую в отраслевое министерство или ведомство. Максимальный срок рассмотрения - 10 рабочих дней с момента его поступления на портал. Портал «Народный контроль» активно используется жителями Аликовского района. Цель использования Муниципальной информационной системы Чувашской Республики «Народный контроль» в Аликовском районе - изучение мнения и создание обратной связи с жителями Аликовского района и Чувашии, мониторинг актуальных проблем населения и формирование единого информационного поля для обсуждения вопросов общественно-политической жизни республики. Обращения от населения на портале «Народный контроль» принимаются по 9 ключевым направлениям - это жилищно-коммунальные услуги, связь, социальная сфера, бизнес, экология, благоустройство и инфраструктура, дороги и сельское хозяйство, культура. В будущем список категорий может быть скорректирован. Кроме текстового обращения на чувашском и русском языке к письму можно прикрепить фотографию, а также указать местоположение проблемной ситуации.
Проведены дальнейшие работы по развитию корпоративной сети IP-телефонии в органах исполнительной власти, цифровой телефонией обеспечена администрация Аликовского района, что позволило снизить расходы на услуги связи.
В рамках развития сети органов Муниципальной власти и местного самоуправления, активно проводится модернизация серверного оборудования республиканского центра обработки данных. Сервисы, функционирующие на устаревших серверах, переводятся на современные высокопроизводительные системы. В Аликовском районе 2018 году компьютерная техника настроена в домен CAP для организации и предоставления государственных и муниципальных услуг. На покупку программных продуктов и компьютерного оборудования затрачено 220,3 тыс. рублей из бюджета Аликовского района.
В 2018 г. новый Удостоверяющий центр Мининформполитики Чувашии прошел аккредитацию в Минкомсвязи России. Это дало право Удостоверяющему центру выдавать квалифицированную электронную подпись, которая позволяет определить личность подписавшего, защитить документ от изменений и заменяет бумажные документы во всех случаях, за исключением тех, когда закон требует наличия только бумажного варианта документа. С каждым годом возрастает количество зарегистрированных пользователей Удостоверяющего центра и выдаваемых им сертификатов. За весь 2018 год выдано в 10 раз больше сертификатов, чем за весь 2006 год. Ключи электронной подписи и квалифицированные сертификаты, выдаваемые удостоверяющим центром БУ ЦИТ Мининформполитики Чувашии, используются в различных информационных системах для организации электронного взаимодействия, в том числе в информационных системах Минфина Чувашии, Федерального казначейства, Росреестра, ЗАГС, территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, в Муниципальной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), системах предоставления электронной отчетности в контролирующие организации, системе межведомственного электронного взаимодействия, а также иных информационных системах. В Аликовском районе все муниципальные органы власти и бюжетные учреждения используют ключи электронной подписи Удостоверяющего центра БУ ЦИТ Мининформполитики Чувашии. Специалисты сельских поселений и специалисты администрации Аликовского района подписывают запросы электронной подписью для получения сведений от федеральных, региональных, муниципальных органов власти.
В 2018 году в Аликовском районе внедрена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), которая является информационной системой, позволяющей получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране, а также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки. Внедрение данной системы позволит повысить эффективность государственного управления в области государственной социальной помощи, повысить уровень информированности граждан о правах на социальное обеспечение и снизить их физические и временные затраты при получении тех или иных мер социальной поддержки. Также одной из задач, поставленных перед информационной системой, является обеспечение возможности применения принципов адресности и критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки. 23 поставщика сведений Аликовского района ежемесячно предоставляют информацию в ЕГИССО.
В 2011 году создана государственная информационная система «Интернет-портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики» (далее – Интернет-портал ЖКХ Чувашии), которая информирует население о деятельности управляющих компаний. B 2018 г. Интернет-портал ЖКХ Чувашии был одним из лидеров порталов ЖКХ по Приволжскому Федеральному округу. Проект Чувашии по комплексной автоматизации ЖКХ набрал максимальное количество баллов в своей номинации .
В 2018 году на Интернет-портале ЖКХ Чувашии активно использовались новые функции и сервисы: личный кабинет, возможность взаимодействия через мобильные устройства. К примеру, личный кабинет позволяет оплачивать услуги напрямую через единый платежный шлюз и получать детализацию расчета платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В настоящее время на Интернет-портале ЖКХ Чувашии зарегистрировано более 830 организаций, из них свыше 650 управляющих многоквартирными домами и более 115 ресурсоснабжающих организаций. Полнота раскрытия информации управляющими организациями составляет в среднем 86-94%. Жители Аликовского района пользуются данным порталом.
Развитие информационно-коммуникационных технологий в области занятости населения обусловлено с созданием новой версии программного комплекса ООО «НПК» «Катарсис» версия 8. Данный программный комплекс представляет собой единую региональную информационную систему, использующую современную платформу, обеспечивающую высокий уровень надежности и отказоустойчивости, защиту от несанкционированного доступа к персональным данным получателей государственных услуг, оперативный доступ к накопленной информации, интеграцию с системами межведомственного электронного документооборота, системами оказания государственных услуг в электронном виде и иными системами посредством Web-сервисов. В 2018 г. активно используется программный комплекс «Катарсис» версия Госслужбой занятости Чувашии. Создан единый центр обработки данных путем приобретения серверного оборудования, программного обеспечение центра обработки данных, включая установку и настройку, создана система защит от сбоев доверенной сети VipNet путем организации кластера горячего резервирования. Специалисты Службы занятости Аликовского района используют программный комплекс «Катарсис» версия 8.
Вторым из направлений информационного общества является формирование информационной среды, направленной на обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства, создание условий для повышения качества предоставляемых жителям Чувашской Республики информационных услуг и реализацию Муниципальной политики в области издания социально значимой литературы.
В Роскомнадзоре по Чувашской Республике зарегистрированы: Официальный сайт администрации Аликовского района alikov.cap.ru ; Вид сайта Аликовского района полностью обновился. 12 официальных сайтов сельских поселений; газета «Пурнас сулепе». Информация в них размещается согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Ежегодно увеличивается объем вещания программ собственного производства. В 2017 году объем вещания Национального телевидения Чувашии - Чăваш Ен составил 196 минут в сутки, объем вещания Национального радио Чувашии - Чăваш Ен и «Тăван радио» - 1440 минут в сутки. Жители Аликовского района используют радиовещание как средство получения актуальной информации. С ноября 2015 года на Национальном радио Чувашии в каждую пятницу в радиоэфир выходит 30 минутная передача об Аликовском районе "Элек каласать".
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и пропаганды семейных ценностей в 2017 году доля детских, юношеских и образовательных программ в общем объеме вещания Национального телевидения Чувашии - Чăваш Ен составила 15,4 %, Национального радио Чувашии - Чăваш Ен – 15,2 %, «Тăван радио» – 5,1 %.
В связи с прекращением субсидирования ФГУП «Почта России» на покрытие убытков от оказания услуг по подписке существенно выросли тарифы на доставку прессы. По итогам подписных кампаний на 1 и 2 полугодие 2018 г. тираж печатных изданий, обеспечивающих потребность населения в социально значимой информации составил 2,5 тыс. экземпляров, плановый показатель выполнен. На 1 и 2 полугодие 2018 г. разовая подписка на газету «Пурнас сулепе» составила 2,5 тыс. экз.
В 2018 году Аликовская районная энциклопедия в 2 томах была представлена на XXIX Межрегиональной выставке «Регионы - сотрудничество без границ.
В целом реализация Муниципальной программы Аликовского района позволит обеспечить рост числа домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», и повысить доступность электронных сервисов для жителей Аликовского района, обеспечить высокое качество предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде, повысить уровень информационной открытости деятельности органов Муниципальной власти Аликовского района Чувашской Республики.