О протесте прокурора Аликовского района ЧР на решение Собрания депутатов Аликовского района от 20 декабря 2005 года №28 « О мерах по реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на территории Аликовского района Чувашской Республики»
Рассмотрев протест прокурора Аликовского района Чувашской Республики от 15.11.2006г. за №01.10/1-06 об устранении нарушений законодательства в «Правилах формирования заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Аликовского района» утвержденных решением Собрания депутатов Аликовского района Чувашской Республики от 20 декабря 2005 года №28 «О мерах по реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на территории Аликовского района Чувашской Республики», Собрание депутатов Аликовского района Чувашской Республики РЕШИЛО:
1.Отклонить протест прокурора Аликовского района Чувашской Республики от 15.11.2006г. за №01.10/1-06 на решение Собрания депутатов Аликовского района ЧР «Правила формирования заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Аликовского района» по следующим основаниям:
- Правовой основой разработки Правила является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В соответствии со статьей 3 данного федерального закона Федеральный Законодатель определяет в качестве источников финансирования обеспечения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетные источники финансирования, в качестве же источников финансирования обеспечения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд средства местных бюджетов.
При этом, в целях распространения норм федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ на государственные внебюджетные фонды Федеральный Законодатель подразумевает под внебюджетными источниками финансирования для нужд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, средства государственных внебюджетных фондов, которые образованы на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в частности, ОМС, ФСС, Пенсионный фонд и т.д.) и не входят в составную часть расходов и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На уровне муниципальных образований Федеральным Законодателем не предусмотрено формирование внебюджетных фондов, а внебюджетные доходы местных бюджетов, в том числе полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, образуемые в соответствии бюджетным законодательством подлежат закреплению в составе местных бюджетов, как средства местного бюджета, являющиеся источниками финансирования его расходов, в том числе при размещении муниципального заказа.
Данные выводы подтверждаются:
- Нормами статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации где установлено, что финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд. Бюджетным кодексом Российской Федерации (пп. 1 и 4 ст. 41; п. 2 ст. 42; п. 1 ст. 51; п. 3 ст. 161; п. 1 ст. 232) - доходы, полученные от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, отнесены к неналоговым доходам бюджетов, которые в полном объеме подлежат учету в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражению (закреплению) в доходах соответствующего бюджета. При этом необходимо отметить норму, установленную абзацем вторым п. 1 ст. 232 БК РФ, о том, что доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных соответствующим законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, подлежат направлению на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. Данная норма прямо указывает на необходимость закрепления в составе бюджета и утверждения законом (решением) о бюджете планового объема доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Таким образом, средства, полученные не через добровольные отчисления налогоплательщиков - налоги (сборы), а через использование государственной (муниципальной) собственности, в том числе и предоставление платных услуг с использованием этой собственности, по своей сути являются бюджетными средствами, а собственником этих средств является не конкретное бюджетное учреждение (оно лишь использует их по разрешению собственника), а создавший его собственник (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), реализуя свое право собственности путем утверждения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения.
Широко используемое же понятие "внебюджетные средства" применяется лишь для целей обособления внебюджетных средств от бюджетных средств, разница между которыми заключается лишь в форме образования этих средств по источникам и способам их получения.
- Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации" где сказано, что в силу статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
- Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 3 ст. 50), а также Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (ст. 24) некоммерческим организациям дано право осуществления предпринимательской деятельности, но с условием (ограничением) ее осуществления лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям - то есть для основной деятельности. Вышеуказанной нормой определен правовой статус так называемых "внебюджетных средств" бюджетных учреждений, исходя из которого средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности, являются источником финансирования государственных (муниципальных) расходов по основной деятельности бюджетных учреждений, а несоблюдение вышеуказанного условия будет являться нарушением гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом, выводы прокуратуры Аликовского района основаны на неправильном толковании норм гражданского, бюджетного законодательства Российской Федерации.
Что же касается выводов прокуратуры Аликовского района, в части распространения норм Правил в вопросах, связанных с размещением заказов муниципальных образований сельских поселений, то в общих положениях «Правила формирования заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Аликовского района» утвержденных решением Собрания депутатов Аликовского района Чувашской Республики от 20 декабря 2005 года №28 закреплена норма, что «Настоящие Правила устанавливают процедуру формирования заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Аликовского района Чувашской Республики …... за счет местного бюджета Аликовского район..». Таким образом, нормы Правил распространяются только на муниципальных заказчиков, формирующих заказ за счет средств муниципального (местного) бюджета Аликовского района. Сельские поселения Аликовского района формируют муниципальные заказы за счет средств собственных бюджетов.
Таким образом, нормы «Правила формирования заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Аликовского района» утвержденных решением Собрания депутатов Аликовского района Чувашской Республики от 20 декабря 2005 года №28 не противоречит действующему законодательству и оснований для их отмены не имеются.
Глава
Аликовского района А.И. Платонов