Аликовский муниципальный округ Чувашской Республики

10:38 Образование в Аликовском районе: 1993-2003 гг.

«У нас нет богатых природных ресурсов, поэтому мы должны развивать интеллектуальные ресурсы»- говорил Президент Чувашской Республики Н. В. Федоров. Эти слова стали стратегической и тактической целью всей модернизации образования Чувашской Республики. В районе в области дошкольного образования в 1993-2003 годах приоритетными являлись задачи сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), развития личности ребенка-дошкольника с учетом его индивидуальных психофизических особенностей, здоровья, потребностей семьи. Их решение достигалось разными путями: через обновление содержания образования, создание новых видов дошкольных учреждений, совершенствование профессионального уровня педагогов. В районе с 1993 г. по 2000 г. процентный охват детей дошкольным воспитанием держался стабильно – 23-25%. За этот период перестали функционировать дошкольные учреждения на 350 мест, но в то же время заново открылись и продолжают работать детские сады на 275 мест. Сокращение сети ДОУ в основном было связано с отказом промышленных предприятий от содержания их на своем балансе. Ведомственные д/сады передавались в муниципальную собственность. В настоящее время все ДОУ (11 детских садов) муниципальные: 4 самостоятельных д/сада и 7 (при школах). В последние 3 года район, руководствуясь Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики «Об обеспечении доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения» №165 от 30 августа 2000 года, принял конкретные меры по сохранению сети ДОУ и обеспечению наиболее полного охвата детей дошкольным образованием. Процентный охват с 25% подскочил до 39%, по республике 56%. В этот период открылись еще 2 группы неполного дня при школах, т.е. группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста (при Большевыльской, Большеямашевской школах) на 40 мест и 1. круглосуточная группа на базе Таутовского детского сада на 20 мест. На сегодня число мест в ДОУ – 580, контингент воспитанников – 495. Положительные изменения затронули формы обучения детей. Для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей детей в детских садах организуются дополнительные платные и бесплатные образовательные услуги, работают кружки: изокружок, кружок английского языка, «Учимся читать», танцевальный кружок, которыми охвачены 150 дошколят, что составляет 30% воспитанников детских сады (в 1894 – менее 10%). Совершенствуется содержание дошкольного образования, успешно внедряется республиканская «Программа воспитания ребенка – дошкольника»: педагоги творчески используют современные педагогические технологии. Задачи, определенные Программой развития дошкольного образования в районе на 1994-2000 годы, в целом выполнены. В последние годы проведена работа по лицензированию, аттестации и аккредитации детских садов, которую необходимо продолжить. На сегодня только 3 детских сада прошли процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации: д/сад №1 «Çăлкуç» с. Аликово, д/сад №2 «Хěвел» с. Аликово, д/сад «Пучах» д. Таутово. В системе общего образования района по состоянию на 01.09.2003 г. функционирует 17 общеобразовательных учреждений. В них обучаются 3601 учащихся. В результате неблагополучной демографической ситуации с 1994 г. число школ сократилось на 5 единиц, количество учащихся на 349 чел. В системе образования района работает 508 педагогических и руководящих кадров (в 1994 г. 551 чел.), в том числе в учреждениях дошкольного образования 45 чел. (в 1994 г. – 58 чел.), общего образования – 426 чел. (84%, в 1994 г. - 80%), дополнительного образования 37 чел. (в 1994 г. – 51 чел.). Фактически все общеобразовательные учреждения района укомплектованы педагогическими и руководящими кадрами. В начальных классах трудятся 89% учителей с высшим образованием, этот показатель в 1994 г. равнялся 66%. В 5-11 классах общеобразовательных школ района работает 338 педагогических работника, в т.ч. с высшим образованием 318 педагога, что составляет 94% (в 1994 – 69%). Доля педагогов, имеющих неполное высшее педагогическое образование, составляет чел. (в 1993 г. - чел.), среднее педагогическое 28 чел. (в 1993 г.- чел.). В целях поддержки инновационного движения, распространения педагогического опыта лучших учителей района, внедрения новых педагогических технологий, поддержки талантливых, творчески работающих педагогов с 1999 г. в районе проводится профессиональный конкурс «Учитель года». Победители его успешно выступают в республиканском конкурсе «Учитель года». В 2000 г. Волков Владислав Константинович, учитель истории Аликовской СОШ, стал «Учителем года России-2000 г.». Одним из факторов признания заслуг, успехов и достижений работников образовательных учреждений в развитии, воспитании и становлении личности, авторитета среди коллег является награждение их государственными и отраслевыми наградами, дающими определенные льготы в повышении заработной платы и по уходу на пенсию. В 1993-2003 г. награждены 26 чел. Рост квалификационного и профессионального уровня педагогов и руководителей системы образования подтверждает аттестация, которая в районе проводится с 1992 года. Если в 1993 г. квалификационные категории имели 6 % педагогов и 1% руководителей, то в 2002 соответственно 73 и 91%. В настоящее время имеют высшую квалификационную категорию – 6 чел, I кв. кат. – 128 и II кв. кат. – 166 чел. Одна из форм выявления, развития творческих способностей одаренных детей – участие их в интеллектуальных различных состязаниях. С 6 в 1994 до 15 в 2003 г. увеличилось число предметов, по которым поводится олимпиада, число участников возросло с 89 до 450. Второй год подряд в районе проводим олимпиаду по иностранным языкам. Ныне по немецкому языку приняли участие 16 учащихся района и по английскому – 16. Учащиеся Аликовской СОШ (учительница Михайлова Г.Н.)стали победителями районной олимпиады по немецкому языку. Ее ученицы Кузнецова Е. (10 кл.) и Гурьева Д. (8 кл.) свободно общались с немецкой делегацией, посетившей наш район в День «Последнего звонка». Второй год хорошие результаты показывают учащиеся нашего района в республиканских олимпиадах по технологии. В 2001-2002 уч. году ученицы Ефремкасинской СОШ (учительница Петухова Т.Г.), а ныне учащиеся Аликовской СОШ (учитель Михайлов Г.Н.) заняли вторые места на республиканской олимпиаде по технологии. В 2001-2002 уч. году ученица Аликовской СОШ Репина Оксана заняла трете место на республиканской олимпиаде по русскому языку (учительница Волкова И.М.). Указом Президента Чувашской Республики с сентября 2000 г. выплачивается ежемесячная Президентская стипендия в размере 100 рублей. В нашем районе за активное участие в жизни школы именной стипендии удостоены в 2001-2002 уч. году Иванов Алексей, ученик Аликовской СОШ; 2002-2003 уч. год Репина Оксана, ученица Аликовской СОШ. Специальную стипендию за особую творческую устремленность в 2002-2003 уч. году удостоены Вонифатьев Эрик, ученик Аликовской СОШ и Алексеева Оксана, ученица Вотланской СОШ. В 2002 году директор Илгышевской СОШ Степанов А.А. был удостоен премии Президента ЧР за долголетнюю и плодотворную работу, за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания детей. В настоящее время, когда начальная школа выступает фундаментом целостной системы образования и развития личности, требования к уровню образованности младших школьников возросли. В 1997-1998 учебном году преподавание в начальных классах обновилось как введением параллельных учебников, ориентированных на различный уровень подготовленности учащихся так и широким внедрением в повседневную практику развивающих методов обучения. Так, на примере учительницы математики Аликовской СОШ Лебедевой Л.И., которая с 1994 года проводила уроки математики в начальных классах, используя работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова можно отметить, что учащиеся твердо усваивают материал, могут творчески использовать приобретенные знания, имеют развитое логическое мышление. Аналогичных результатов добиваются и другие учителя, практикующие вышеназванную методику. В условиях перехода к профильному образованию Аликовская СОШ накопив 10-летний опыт профильного обучения на основе педагогических и лицейских классов в состоянии стать базовой для распространения опыта среди других школ района. Коллектив школы ориентирован на развитие многопрофильности обучения. Высокий уровень подготовки учащихся в лицее подтвердили вступительные экзамены, которые выдержали все и поступили на различные факультеты ЧГУ. В жизнь образовательных учреждений внедряются новые информационные технологии. В целях ликвидации компьютерной безграмотности среди учителей в школах района было организовано их обучение. В настоящее время 15 средних школ из 16 подключены к системе «электронной» связи и Всемирной сети Интернет. В районе насчитывается 61 современных компьютеров. По президентской программе «Дети России» и «Компьютеризация сельских школ-2001» в образовательные учреждения района поступили 29 современных компьютеров. В настоящее время в РФ сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему актуальны такие проблемы как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, безнадзорность, преступность, наркомания среди детей и подростков. С целью обеспечения охраны прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации деятельности органов местного самоуправления в осуществлении функции по опеке и попечительству совершенствовалась правовая база регулирующая эти вопросы. В 1992 году принято Постановление Правительства РФ №409 «О неотложенных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законы Чувашской Республики «об организации работы по опеке и попечительству» (1997), «о социальных гарантиях приемной семьи» (1999), ряд целевых программ, направленных на улучшение положения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 сентября 2003 г., число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по району составляет 45 детей, из них 26- круглые сироты, из них 10-дети, оставшихся без попечения родителей, т.е. родители лишены в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей. Картина выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за последние пять лет выглядит таким образом: 1997г.-34 и 17: 1998г.44 и 20:2000г.- 44 и 21:2001 г. – 42 и 20, 2002год – 45 и 25:2003г.-45 и 26. Для полного и гармоничного развития личности ребенка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере любви, понимания. Если распадается семья- это плохо для общества в целом, страдают супруга , но особенно дети. Алкоголизм и пьянство одного из родителей - одна из главных причин распада семей. Еще более трагичной для ребенка является ситуация, когда оба родителя являются алкоголиками, уклоняются от выполнения обязанностей по воспитанию детей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, вредно влияют на них своим аморальным поведением. Бывает, что родители просто отказываются от своих детей, бросают их. В настоящее время в районе растет количество детей, оставшихся без попечения родителей. В таких домах не имеются необходимые продукты питания, одежды, обуви. Дети предоставлены сами себе. К сожалению, ежегодно наблюдается рост числа количества неблагополучных семей: с 20 семей в 1994 г. до 39 семей в 2003г.,количество детей, родители которых лишены в родительских правах. До 1998 не наблюдались родители, которые уклонялись от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию родителей. В 1998 году в родительских правах были лишены 2 семьи, в 1999г.-2 семьи, в 2000 г. лишены в родительских правах 4 семьи, где воспитывались 12 несовершеннолетних детей, 2001 г. – 2 семьи, 5 детей, 2002г.- 7 семей, 18 детей, 2003г. – 4 семьи, где воспитывались 9 детей. Статистические данные свидетельствуют о том, что в Аликовском районе роль семейного воспитания возрастает только сейчас. Если в 2000-2002 гг. из 24 выявленных детей (лишение родительских прав) устраивались в интернаты 16,то в 2003 году из 6 выявленных детей все устроены в семьи. Сегодня, когда количество детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно растет, а число детей воспитывающихся в интернатных учреждениях увеличивается, утверждение, что семья - наилучшее место для нормальной жизни и развитии ребенка, становится все более актуальным. Ребенок должен жить в семье, наиболее острым является задача устройства ребенка не в учреждении, а в замещающую семью. В Министерстве образования создан банк данных о детях, подлежащих усыновлению. За последние два года, желающих принять ребенка на воспитание в семью в районе увеличилось. Таких семей в районе на сегодняшний день - 6, т.е. 9 детей «приобрели» новых родителей. Они вновь сумели почувствовать материнскую ласку и заботу. В 2003 году в орган опеки и попечительства обратился ряд семей, которые хотят усыновить или удочерить детей из интернатного учреждения или из Детского Дома Есть семьи, желающие приютить детей на летнее каникулярное время. Ведется работа по данному направлению. Изучается материальное положение семей. До 2001 года размеры пособий на детей – сирот, устанавливала местная администрация, выплаты производились из местного бюджета, и составляла всего 250 рублей. В течение ряда лет данная сумма нигде не пересматривалась. Условия жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей никого не волновала. Задолженность на 1 января 2001 г составляла 103.500руб. С 2001года Законами Чувашской Республики «о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001г.» целевым назначением определены объемы ассигнований в разрезе каждого ребенка по количеству подопечных детей, В соответствии с этим было подписано постановление главы районной администрации и с 1 января 2001 года дети-сироты начали получать пособие в размере 1417руб. ежемесячно. В 2001 году задолженность была полностью закрыта за 1999г. и 2000г. Это позволило значительно увеличить выплаты опекунам и обеспечить детей полноценным питанием, обмундированием. В 2002 году данная сумма еще раз была пересмотрена Конкретно было указано на что выделяются финансы. В соответствии с этим было принято постановление главы районной администрации. Сегодня размер пособия на питание определяется из расчета 53 рублей в день на ребенка» что составляет в месяц более 1000 руб., на обмундирование 5541 рублей в год, на приобретение мебели 915 рубля в год. В 2003 году сумма осталась в разрезе 2002 года. По состоянию на 1 сентября 2003 года задолженности перед детьми-сиротами по выплате пособия нет. Параллельно с выплатой пособия была активизирована деятельность по контролю, за использованием выделяемых средств опекунами. В частности, опекунам было рекомендовано открыть счета на детей в Сбербанке. В обязанность общественных инспекторов по охране прав детства, находящихся в школаx, вошло чаще бывать семьях, интересоваться бытовыми условиями, состоянием воспитания в семье. В период фронтальных проверок школ, а так же организованных выездов в день РУО осуществлялся контроль, за деятельностью общественных инспекторов, сельских администраций по работе денными семьями. За последние два года отзывы со стороны директоров школ и учителей в отношении детей-сирот положительные. Беседуя с детьми, выявляются отношения опекунов к детям. Было выяснено, что материальное положение детей-сирот лучше, чем у одноклассников и других детей в школе. Дети-сироты пользуются всеми льготами, определенными законодательством: принимаются вне конкурса в учреждения профессионального образования, пользуются правом получения бесплатно второго начального профессионального образования. Обучение этой категории детей осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Например, в 2003 году среднее общеобразовательное учреждение закончили 3 детей-сирот из них 2 поступили в ЧГПУ и 1 ССУЗ. Детско-юношеская спортивная школа Аликовского РУО была создана в январе 1992 года по двум видам спорта: легкая атлетика и лыжные гонки. Отделение по боксу открыли в 1994 году, по пауэрлифтингу – в 1999 году. В 1992 году в школе работали тренерами по легкой атлетике 11 человек, тренерами по лыжным гонкам - 6 человек. Контингент занимающихся в школе за последние пять лет: 1998 г. – 503 уч.; 1999 г. – 392 уч.; 2000 г. – 241 уч.; 2001 г. – 263 уч.; 2002 г. – 287 уч. Резкий спад количества занимающихся в школе произошел в 1999 и 2000 годах из-за сокращения штатных единиц тренеров-преподавателей. С 2000 г. состав (количество) сохраняется, и старается увеличить. Директорами ДЮСШ работали: 1992 – 1993 г.г. – Данилов А.Н.; 1993-1998 г.г. – Сергеев В.Н.; 1998 – август 2000 г.г. – Данилов Н.А.; с 1 сентября 2000 г. – работает Ефимов В.А.. За годы работы в школе учебно-тренировочные работы проводились согласно планам. Также проводились физкультурно-массовые и спортивные мероприятия в группах и среди учебных групп. В основном соревнования проходили массово по легкой атлетике (бег, кросс) и по лыжным гонкам. Наиболее лучших результатов достигали тренера - преподаватели Данилов Л.А., Васильев Н.П., Филиппов С.А., Ильин В.Р., Ефимов В.А., Андреев А.А. Неплохие результаты достигали тренера - преподаватели Гордеев В.А. (бокс), Сергеев В.Н. (пауэрлифтинг). Учащиеся тренера-преподавателя Данилов Л.А. по легкой атлетике становились победителями не только в районе, но и в республике. Не раз они побеждали в эстафетном беге на приз газеты «Советская Чувашия». Младшая группа стала победительницей в 2000, 2001, 2002 годах, старшая группа-победительница в 2000 г., второй призер в 2001, 2002 г.г. Команда занимала 1 место в л/а кроссе на призы Валентины Егоровой, в Первенстве Батыревского района, по бегу по шоссе на призы Егоровой и т.д. Многие учащиеся становились победителями и призерами республиканских соревнований в личном зачете. Особенно надо отметить Вонифатьева Эрика (он выполнил норму кандидата в мастера спорта), Прокопьева Николая (канд. Мастера), Матвеева Валерия (канд. в мастера). Неоднократно становился призером республиканских соревнований ученик тренера-преподавателя Ильина В.Я., Ильин Роман, тренера-преподавателя Филиппова С.А., Осипов Иосиф и другие. Не только спортивные успехи стояли перед спортивной школой. Школа работает над проблемой: «Воспитание потребности у учащихся к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и спортом». А основные задачи: привлечение максимального числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленных на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этнических и волевых качеств. Улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие, повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта, профилактика вредных привычек и правонарушений. Школа сегодня работает над реализацией этих задач, и делает все, чтобы их выполнить. С 1993-94 г. в системе учреждений воспитания произошли значительные структурные изменения, в результате которых бывшие внешкольное учреждение (Дом пионеров и школьников) преобразовалось в учреждение дополнительного образования – Центр детского и юношеского творчества. ЦДиЮТ на сегодняшний день предоставляет дополнительные образовательные услуги в 19 учебных объединениях с общим охватом 475 учащихся. (в 1994-95 уч. г. действовало 34 кружка с охватом 617 учащихся). Основными направлениями работы учебных объединений являются прикладное творчество, художественно-эстетическое направление. Учебные объединения функционируют с октября по март месяц. Педагоги дополнительного образования являются совместителями, имеют нагрузку 24 часа в месяц. Происходящие за последние годы перемены диктовали необходимость изменения содержания деятельности, программно-методического обеспечения ЦД и ЮТ. Были разработаны и утверждены разноуровневые программы, помогающие ребенку осознать свои возможности, профессионально самоопределяться. Должное внимание было уделено внедрению в них национально-регионального компонента. Наиболее содержательно эта работа проведена по таким направлениям, как художественно -эстетическое, декоративно-прикладное, эколого-биологическое, краеведческое. Туристско-краеведческое движение учащихся реализуется через республиканскую программу «Эткер», содержание которой предусматривает возрождение национального самосознания народа, традиций духовной культуры, пробуждение интереса к историческим корням, познание утраченных за последние годы ценностей этнической культуры. С середины 90-х годов в образовательных учреждениях вновь получило развитие музееведение. Были разработаны и утверждены Положения о музеях, проведены паспортизации, смотр-конкурсы музеев. Этому процессу в районе придается серьезное значение, поскольку музеи являются основой гражданско-патриотического, нравственного формирования личности. Ежегодно в районе проводятся множество мероприятий. Многие из них стали традиционными, как, например, «Цветы Чувашии», «Перепелочка», «Ростки возрождения», фестиваль детских объединений, Неделя «Музей и дети», «Зеркало природы», выставки творческих работ, акции «Молодежь против наркотиков», «Экологический марафон», правовые месячники и т.д. Одно из главных позитивных изменений – развитие детских и подростковых общественных организаций, которые возрождаются в новых организационных формах, с новым содержанием. На сегодняшний день в районе насчитывается 17 школьных общественных объединений, которые объединены в единую районную детскую организацию «Виръял хунавěсем» с общим охватом 2760 детей. Деятельность организации строится на принципах добровольности, взаимопонимании и сотрудничестве детей и взрослых. Школьники участвуют в реализации программ «Наш дом», «Мир красоты», «Народная культура, искусство», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Игра – дело серьезное». Приоритетными направлениями деятельности ДО являются художественно-эстетическое, организация здорового образа жизни, краеведческое, прикладное творчество. Ежегодно школьные детские объединения показывают результат своей деятельности на районном фестивале детских объединений. В течение трех лет победители районного фестиваля участвуют в Межрегиональном фестивале ДО в г. Новочебоксарске. Так, в 2001 г. АРДОО заняло 1-ое место в номинации «Лучшая визитная карточка», в 2003 году ДО «Солнышко» заняло 2-ое место в номинации «Лучшая детская организация». Много лет в системе дополнительного образования работают и добиваются больших результатов такие педагоги как Андреева Л.М («Кукольный театр»), Матвеева О.И.(«Вязание»), Алексеев Ю.Н.(«Духовой оркестр»), Михайлов Е.И.(«Обработка древесины»), Ананьев А.А.(«Краеведение») и т. д. В системе дополнительного образования за последние годы из-за отсутствия материально-технической базы перестали функционировать учебные объединения спортивно-технического, радиотехнического, спортивного, туристического направлений.


05 ноября 2003
00:00
Поделиться
;