08:28 О ходе реализации национального проекта «Образование»
Стратегия развития системы образования в районе направлена на создание равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами, максимальное удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и рынка труда, являющегося основой благосостояния граждан страны, социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.
Равные стартовые возможности для детей дошкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения создаются на основе развития сети различных видов дошкольных образовательных учреждений, разнообразия режима их работы и оказываемых воспитательно-образовательных услуг. В районе 3 самостоятельных дошкольных образовательных учреждения и 5 находятся при школах. Охват дошкольным образованием в районе в 2005 г. составил 42 процента (в 2001г. – 27,6%).
Доступность качественного школьного образования обеспечивается путем создания базовых школ, ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами, организацией их сетевого взаимодействия. В 2004-2005 учебном году в районе создано 6 базовых школ (Аликовская, Илгышевская, Ефремкасинская, Таутовская, Большевыльская, Яндобинская), в том числе 2 ресурсных центра (Аликовская и Илгышевская школы).
Для подвоза детей в базовые школы в район поступило 7 школьных автобусов (Аликовская, Илгышевская, Питишевская, Чувашско-Сорминская, Ефремкасинская, Шумшевашская, Русско-Сорминская), на которых ежедневно перевозятся более 290 школьников из 39 населенных пунктов.
Для повышения мобильности педагогических кадров в организации сетевого взаимодействия в октябре 2005 г. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики предоставило отделу образования, молодежной политики, физкультуры и спорта администрации Аликовского района микроавтобус.
В целях более полной реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся в школах района осуществляется переход на профильное обучение. С 1 сентября 2005 г. во всех школах района ведена предпрофильная подготовка учащихся 9 классов.
Ранним изучением иностранного языка охвачено все 100 % учащихся начальной ступени обучения.
В 2005 г. сделан значительный шаг к внедрению эффективных механизмов использования постоянно развивающихся образовательных Интернет-ресурсов и организации оперативного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В настоящее время в районе один современный компьютер приходится на 13,4 учащихся (по республике – 28) . 100 процентов школ имеют доступ к сети Интернет, все базовые школы имеют свой сайт. В семи школах установлены спутниковые антенны. Во всех 16 школах учащиеся с начального звена изучают информатику.
Одной из составляющих системы мониторинга качества образования и обеспечения его доступности является единый государственный экзамен (ЕГЭ), который проводится с 2001 года. В 2005 году в вузы поступило 40,9 процентов выпускников района.
Важным элементом системы оценки качества образования и обеспечения его доступности является поддержка одаренных детей. Участие в олимпиадах, научно – практических конференциях, интеллектуальных играх и конкурсах - один из наиболее эффективных методов оценки уровня знаний, неординарности мышления, способности к научной деятельности и готовности к дальнейшему обучению старшеклассников.
В 2004-2005 учебном году проведено 17 предметных олимпиад, в них приняло участие 581 ученик. В 2005 году 92 школьника района стали победителями и призерами районной предметной олимпиады школьников, из них 1 призер республиканской олимпиады по технологии. Ежегодно в районе проводится конкурс «Ученик года», по итогам которого 5 лучших учеников становятся стипендиатами Главы Аликовского района.
В 2005 г. в районе дальнейшее развитие получила семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усилилась государственная поддержка семей, принявших детей-сирот на воспитание.
Преимущественной формой устройства детей-сирот остается опека (попечительство). В 2004 г. в семьях попечителей проживали 56 детей, в 2005 г. - 53 ребенка. Созданы 5 приемных семей, которые воспитывают 10 детей.
В истекшем году произошли значительные изменения по внедрению инновационных моделей переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, изменению его мышления, менталитета. С 2004 –2005 учебного года в процедуру аттестации педагогических и руководящих кадров введено компьютерное тестирование. 72% педагогических работников имеют квалификационные категории.
В настоящее время около 30 % педагогов и руководителей образовательных учреждений включены в проектную деятельность и обучены технологиям проектирования и стратегического менеджмента. На базе Аликовской школы с ноября 2005 г. действует Центр дистанционного обучения при Чувашском республиканском институте образования, руководителем которого является Толмачев С.Г., заместитель директора по информационным технологиям Аликовской школы. Учителя Аликовской школы прошли обучение по программе «Интел. Обучение будущего».
Система поддержки творческих, инициативных школ в районе включает организационные меры и меры материального и морального поощрения. Для стимулирования активности образовательных учреждений ежегодно в районе проводятся научно-практические конференции, конкурсы инновационных проектов (ряд из них - «Ученик года», «Учитель года», «Классный руководитель»), победители подтверждают свою конкурентоспособность на республиканских творческих и интеллектуальных конкурсах.
Ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам введено с января т.г. по 1000 рублей. За январь и февраль выплачена сумма 435,4 тыс. руб. Доплата за классное руководство в районе введена с сентября 2005 г. в сумме 500 рублей.
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике» разработано положение о районной комиссии по конкурсному отбору учителей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на оказание государственной поддержки. В конкурсе участвуют 3 школы (Аликовская, Ефремкасинская и Тенеевская) и 3 учителя из Аликовской школы. В декабре 2005 года в данных школах прошел День общественной экспертизы.