Аликовский муниципальный округ Чувашской Республики

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по семейному праву.

Семейное право одна из самых важных отраслей права, так как оно регулирует достаточно широкий круг вопросов. Большинство людей являются участниками семейных правоотношений, поэтому государство заботится о том, чтобы все споры в этой сфере были четко и быстро разрешены.Регулирование данного право определено ст. 38 Конституции РФ, где гарантирована защита семейного права через его основополагающиепринципы. Семейное право - это отдельная ветвь гражданского права, правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или вблизкомродстве.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими брачно-семейные правоотношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами из брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание,  являются:Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ,ФЗ «Об актах гражданского состояния»,  ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др., а также Постановления Пленума Верховного суда РФ от 25 октября 1996 года №9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 20 апреля 2006 года №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», от 14 ноября 2017 года №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав», от 16 мая 2017 года №16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей», от 26 декабря 2017 года №56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»,от 5 ноября 1998 г. № 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" .

В данной статье рассмотрим отдельные разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, устанавливающие правила, неизвестные семейному и гражданскому процессуальному законодательству. В связи с этим обозначается проблема определения места постановлений Пленума в системе источников семейного права.

Аксиоматичным по своей сути является положение, согласно которому в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (далее - Пленум) содержатся разъяснения для судов по вопросам, возникающим в практике рассмотрения отдельных категорий дел. За период действия Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) Пленум неоднократно обращался к вопросам применения действующего законодательства при рассмотрении отдельных видов споров, возникающих из семейных правоотношений.

Специфика рассмотрения судами дел, возникающих из семейных правоотношений, заключается в том числе и в том, что судами применяются положения законодательства различной отраслевой принадлежности - гражданского процессуального, семейного, законодательства об актах гражданского состояния, иногда даже уголовного (например при рассмотрении дел о лишении родительских прав), в связи с чем разъяснения правовых предписаний для судов имеют существенное значение.

В рамках настоящей статьи предлагается проанализировать отдельные разъяснения Пленума, которые, устанавливают новые правила, ранее неизвестные отечественному законодателю. Заметим, что такая постановка вопроса не является принципиально новой для науки семейного права.

Прежде всего, в Постановлении № 15 обратимся к содержанию п. 1: "При принятии искового заявления о расторжении брака судье необходимо учитывать, что согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка. Это положение распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер до достижения им возраста одного года.

По мнению Пленума, запрет для мужа должен действовать и в том случае, когда ребенка фактически нет. Признавая существенность морально-этического содержания данного вопроса, все-таки полагаем необходимым отметить следующее.

Буквальное толкование содержания ст. 17 СК РФ позволяет предположить, что данный запрет действительно должен применяться в течение года со дня рождения ребенка. Но лишь предположить, поскольку есть аргументы, обосновывающие иную позицию.

Законодатель, устанавливая соответствующий запрет, исходил из интересов ребенка, приоритетной защиты прав и интересов последнего (ст. 1 СК РФ). В том случае, если ребенок родился мертвым либо умер до достижения им возраста одного года - в чем смысл сохранения данного запрета? Если имеется в виду лишь определенный период времени - 365 дней, независимо от того, жив ребенок или нет, то соответствующая норма была бы абсурдна. Безусловно, до достижения ребенком возраста одного года вполне обоснованы дополнительные меры по охране и защите его прав и интересов.

 Но если он родился мертвым, даже свидетельство о его рождении не выдается (п. 1 ст. 20 Федерального закона N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Если же ребенок умер до достижения возраста одного года, то запрет тоже должен утрачивать свое действие, потому как нет субъекта, для обеспечения интересов которого он был установлен.

Значительную сферу предмета семейно-правового регулирования составляют отношения по воспитанию детей, причем воспитание может осуществляться не только родителями, но и усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями и иными лицами, наделенными соответствующими полномочиями. По общему правилу, отношения между усыновителями и усыновленным ребенком тождественны отношениям по воспитанию в кровнородственной семье, в том числе и в части применения мер семейно-правовой ответственности.

В п. 19 Постановления № 8 указывается: "Поскольку родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей, необходимо иметь в виду, что в случаях уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребления этими правами либо жестокого обращения с усыновленными, а также если усыновители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, судом может быть решен вопрос об отмене усыновления (ст. 140, п. 1 ст. 141 СК РФ), а не о лишении или ограничении родительских прав (ст. 69, 70, 73 СК РФ)".

Таким образом, Пленум не только предусмотрел возможность отобрания ребенка у усыновителей, но и ввел тем самым в правоприменительной сфере новый институт - "ограничение прав усыновителей".

В течение нескольких последних лет семейное законодательство существенно изменилось, в частности, скорректированы требования, предъявляемые к усыновителям и иным лицам, претендующим на воспитание ребенка; установлены новые правила исчисления и индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме; появились совершенно новые нормы.В связи с этим отдельные разъяснения Пленума по вопросам применения законодательства при рассмотрении дел, возникающих из семейных правоотношений, также утратили свою силу. В то же время объективно в толковании нуждаются как новшества законодательства, так и ранее установленные предписания, но в силу тех или иных причин не попавшие в поле зрения Пленума. Однако при формулировании соответствующих разъяснений Пленум должен в необходимом и достаточном объеме апеллировать исключительно к положениям действующего законодательства.

 



01 ноября 2021
11:01
Поделиться