Ответственность продавца (исполнителя) перед потребителем в виде законной неустойки
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон) установлена гражданско-правовая ответственность продавца (исполнителя) перед потребителем в виде законной неустойки за допущенные нарушения сроков исполнения своих обязательств по договору, удовлетворения отдельных требований потребителя.
Законом предусмотрены следующие размеры неустойки:
0,5% - неустойка в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, при этом сумма неустойки не может превышать предварительной оплаты товара.
1% - неустойка за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) товара ненадлежащего качества аналогичного товара (за каждый день просрочки); за нарушение установленных сроков удовлетворения требований потребителя при продаже товара ненадлежащего качества: о соразмерном уменьшении покупной цены товара; о возмещении расходов на исправление недостатков товара; о возврате уплаченной за товар денежной суммы.
3% - неустойка в случаях: нарушения установленных договором сроков выполнения работы (оказания услуги) - за каждый день просрочки; нарушения установленных сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) - за каждый день просрочки. При этом договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом. При этом сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа.
Для предъявления требования о взыскании неустойки, необходимо, чтобы было письменное подтверждение предъявления того или иного требования продавцу (исполнителю). Это необходимо для определения даты, с которой будет производиться расчет неустойки.
При этом необходимо учитывать, что для рассмотрения каждого из этих требований Законом установлены отдельные сроки:
3 дня – срок, в течение которого должен быть предоставлен аналогичный товар длительного пользования на период ремонта (замены) при предъявлении указанного требования;
7 дней – срок, установленный для замены товара при обнаружении потребителем недостатков (без дополнительной проверки качества).
10 дней – срок удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств (за некачественный товар или услугу).
20 дней - срок, установленный для замены товара при обнаружении потребителем недостатков (с дополнительной проверкой качества).
1 месяц - срок, установленный для замены товара с недостатками при отсутствии у продавца необходимого для замены товара.
Не более 45 дней - срок устранения недостатка товара, определяемый в письменной форме (гарантийный ремонт).
Неустойка выплачивается нарушителем за каждый день просрочки. При необходимости к полученному значению применяются ограничения по общей стоимости заказа или произведенной предоплате (неустойка не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Шумерля