Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов
Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов регламентированы главой VII.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
При эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации, объектами размещения отходов I и II классов опасности (далее - отдельные производственные объекты), должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
При выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного производственного объекта должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта в соответствии с планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее - план мероприятий).
План мероприятий включает в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель в целях приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением, мероприятия, реализуемые при консервации или ликвидации такого отдельного производственного объекта, графическое описание местоположения границ территории, в отношении которой реализуются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
План мероприятий утверждается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит отдельный производственный объект, при наличии заключения государственной экологической экспертизы плана мероприятий, а также заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
В течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные производственные объекты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), акт о выполнении плана мероприятий.
По результатам проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в виде выездной проверки в соответствии Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Росприроднадзором, в случае реализации юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, заключение о соответствии плану мероприятий выдается в течение одного месяца со дня окончания внеплановой выездной проверки.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о расширении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2023
№ 2909-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Перечень необходим для нормирования выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, состояния почв и содержит 293 наименования для атмосферного воздуха, 265 для водных объектов и 87 для почв.
Введение мер госрегулирования для новых веществ запланировано поэтапно, с учетом сроков получения предприятиями природоохранных разрешительных документов.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет особенности туризма на особо охраняемых природных территориях
Туризм на особо охраняемых природных территориях представляет собой временные выезды (путешествия) на особо охраняемые природные территории в целях посещения уникальных природных комплексов и объектов.
Основными критериями, особенностями организации и осуществления туризма на особо охраняемых природных территориях являются:
- сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем, биоразнообразия;
- минимизация негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении туризма;
- соблюдение установленной предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории при осуществлении туризма (максимального количества посетителей, которые могут посетить в качестве туриста особо охраняемую природную территорию либо ее отдельные части в единицу времени без деградации природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, естественных экологических систем), режима ее особой охраны;
- осуществление туризма на специально оборудованных для этого местах и маршрутах;
- сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Предельная допустимая рекреационная емкость особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения при осуществлении туризма рассчитывается на основании Типовых правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2023 №№ 1809, 1811.
Организация туризма на особо охраняемых природных территориях осуществляется:
- в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся такие территории;
- в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся такие территории;
- в отношении особо охраняемых природных территорий местного значения - органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие территории.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет правила предоставления природопользователями декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе складирование побочных продуктов производства, признанных отходами, хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления, взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Согласно ч. 5 ст. 16.2, ч. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Во исполнение ч. 9 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма (далее – Порядок).
В соответствии с п.п. 5, 6 Порядка декларация о плате формируется лицами, обязанными вносить плату, путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и представляется посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в п. 5 Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет природопользователя»). При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что в случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории двух и более субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате. В случае, если на территории субъекта Российской Федерации расположено несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объектов размещения отходов производства и потребления, то представляется одна декларация о плате.
Форма декларации о плате за негативное воздействие также утверждена приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043.